22 мая 2017 года в городе Петрозаводске с концертом
была Елена Ваенга. В первый и единственный до этого раз она пела в нашем городе
в 2010 году.
Столица Карелии.
Маленький нищий городок
ДК «Машиностроитель», 620 мест
Ждали… Очень ждали.
Мне посчастливилось быть на живых концертах Елены в
БКЗ Октябрьский в Санкт-Петербурге в январе 2012 года – друзья подарили мне 2
билета. Как и на концерт в Кондопоге (Карелия) в сентябре 2013 года.
Большинство людей в нашем городке не могут позволить
себе таких поездок и таких концертов. Поэтому, конечно, ждали. Ждали почти 7
лет. Чтобы узнать, что скажет людям Елена сейчас, "сорокалетье взяв за середину..."
Моё открытие Елены Ваенги случилось с услышанной
практически на ходу по телевизору песни «Обычный
человек». Когда-то я рассказывала тут эту историю: "Она поёт о моей жизни своими словами"
Потом уже узнала, что это был первый кремлевский
концерт Елены. А в тот момент песня заставила просто остановиться. Девочка,
потерявшаяся в громоздких декорациях, десять строчек. А больше там
и не нужно ничего было. Три человеческие жизни, горе горькое, тихая боль,
чьё-то сокровенное и больное, с кем-то сопережитое – и вот так,
всему свету, в десяти строчках… Как где-то подслушанные слова: она
поёт о моей жизни своими словами...
Давно это было…
Потом были и другие песни, другие концерты, обо всём
этом я много раз рассказывала в этом блоге, об удивительном феномене Елены
Ваенги, и кто захочет – всегда может открыть и прочитать удивительные истории
живых концертов Елены и её зрителей, её соучастников.
Потом случилась печальная история с Pussy Riot
Жизнь пошла своим чередом, другим чередом. Для меня всегда было важно «созвучие» с человеком в таких вещах, как мироощущение, милосердие, вера. И если созвучия не было, то и творчество уходило в прошлое.
Появились другие смыслы, другие увлечения, другие песни и стихи. Творчество Елены осталось в прошлом. Конечно, я слышала появляющиеся песни, некоторые из них мне нравились. «Ленточка», «Просто так», но было это где-то далеко, уже в другом времени.
Ну и конечно, мне захотелось побывать на концерте в моём городе. Чтобы услышать, каким стал человек спустя 5 лет, что он скажет со сцены людям...
Бедный мой нищий городок. Здесь не бывает чудес.
Я уже сказала, цены на билеты были очень высокие. В нашем городе нет больших залов, и концерт в зале на 620 мест при таком большом музыкальном коллективе получается очень дорогим. А для наших нищих людей – просто запредельно дорогим. Москвичка и поклонница Елены в её Гостевой juravka возразила мне, что "раз в семь лет можно себе позволить" и "цена всегда доступная". Не судите, люди, о жизни, о которой вам ничего не известно, родители наших деток в детском садике не сдают на театр по 100-150 рублей, не потому что не хотят, потому что этих денег у них просто нет. Мы не живем здесь, мы выживаем. Каждый день борьба с нищетой. Вряд ли вы сможете это понять, у каждого своя жизнь.
Концерт Елены длился ровно 2 часа. Никто не пел в нашем городе так мало по времени. При том что администратор Елены, усаживавшая людей в зале, говорила, что будут обычные для Елены 3 часа. Я видела живые концерты в Питере, видела в записях концерты в столицах, в других больших городах, для бОльшего количества людей. У нас таких не будет, у нас...
Всё первое отделение – это оглушительная музыка новых песен Елены последних лет, либо не очень новых, но с новой аранжировкой. Я пыталась их услышать и понять в Интернете, просматривая концерты других городов, пыталась понять на своём концерте, но…Нет текстов, нет слов, оглушительная музыка, слов не разобрать совсем, и даже голоса порой совсем не слышно. Возможно, просто наши маленькие залы не рассчитаны на такое количество децибел, и поэтому не удалось услышать всю красоту медных духовых инструментов, я знаю, как звучат трубы и как звучит тромбон, но оглушительный убойный шквал звуков не дал услышать их голосов.
Я помню, как когда-то ласкали душу музыкой Руки ивы и клавиши Константина Данилова…
Новые тексты…
Елена исполнила в концерте чужую блатную песню, не просто шансон, а именно песню зоны. И при этом сказала: «Не важно что, а как».
Возражаю. Важно - ЧТО!
Для меня всегда важнее всего было СЛОВО. Даже в песне. Хотя в песне несовершенство слова может прикрыть музыка и даже танец.
Но если уж со сцены звучат стихи… Мне кажется, стихи - это самый "беззащитный", самый "голый" вид искусства, по сути - душевный стриптиз автора. Тут ни музыка, ни танец, ни что другое не скроют от слушателя ничего, и не дополнят или пояснят то, что сказано плохо. Ни тромбон, ни труба, ни клавиши не допоют несовершенное слово. Если человек, автор, решается выйти к людям с таким обнаженным словом, он должен помнить и о содержании, и о форме своего слова, если хочет быть понятым и услышанным.
Тексты некоторых новых песен и стихи Елены вызывают либо просто непонимание, о чем это:
"...Я не буду больше петь про любовь,
Не хочу.
У меня внутри такая боль,
И я не шучу.
У меня слова горят,
Обжигают рот.
Я тебя увидела
И всё наоборот..." (песня «Всё наоборот»)
Либо недоумение:
«… Я-то думала, ветер ванильный,
Ну а он-то, увы, фекальный…»
Не знаю, была ли какая-то связь, какой-то замысел между песнями и в промежутках читаемыми стихами... Ну, не готов был народ воспринять без всякого перехода и "преамбулы" после песни стихи про дятлов и фекальный ветер.
Не буду цитировать новые песни, их каждый может услышать, кто хочет. Стихи тоже можно прочесть на официальном сайте Елены в разделе «Стихи». Я не смогла эти "слова" понять – что в них говорит Елена, что сейчас этим она хочет сказать людям.
Раньше это было понятно, близко и просто:
***
"А я приехала оттуда,
Где край суровым нарекают,
Где рано реки замерзают,
"А я приехала оттуда,
Где край суровым нарекают,
Где рано реки замерзают,
И ходит босиком простуда.
Там родина зимы и ветра,
Там ели черные, как шпалы,
Там и земли два сантиметра,
А дальше скалы-скалы-скалы…"
Там родина зимы и ветра,
Там ели черные, как шпалы,
Там и земли два сантиметра,
А дальше скалы-скалы-скалы…"
В
общем…
В промежутках Арсеньев спел про пиво, а Яцевич про то, как хорошо в деревне летом и как пристаёт навоз к штиблетам...
Из новых... "Радуйся" затронула какую-то струнку в душе вот этими словами и этой темой:
"... Я пойду за тобой
По дороге любой и до старости..."
В промежутках Арсеньев спел про пиво, а Яцевич про то, как хорошо в деревне летом и как пристаёт навоз к штиблетам...
Из новых... "Радуйся" затронула какую-то струнку в душе вот этими словами и этой темой:
"... Я пойду за тобой
По дороге любой и до старости..."
А старых песен в
концерте почти и не было...
"Аэропорт" ласкал слух,
"Аэропорт" ласкал слух,
трепетно прозвучала «Сориночка», тихо-тихо, оглушая не совершенством убойной
музыки, а оглушительной Лениной материнской любовью к сыну.
Ну и вечные "Курю" и
"Абсент".
Вот и осталась обида и горечь по старым словам, когда 4 строчки "Обычного человека" вмещали
в себя горемычную жизнь половины бедолаг земли русской, в том числе и мою
«… Всегда
ходила прямо,
Не прятала
лица
Моя почти
святая мама,
Прости
отца…»
Бесконечная цепочка жанров старых песен Елены, романс, баллада, рок и даже плач, песни, узнаваемые даже не с первых нот, а с первого вдоха певицы, песни-исповеди, и каждая - разговор со зрителем, со слушателем. О самом больном, о самом сокровенном. "Снег", "Белая птица", "Города", "Девочка"...
Ещё иногда на минуточку слышатся отголоски этого разговора, в других городах изредка ещё можно услышать "Снег" и "Руки ивы", а вместо песен про пиво и навоз - волшебство исполнения Анны Мушак и Алёны Петровской, "Очередь за счастьем", "Старые обои"...
Но...
Нет уже исповеди, нет ни диалога, ни монолога, нет общения (не в смысле пресловутых разговоров с залом!) - нет того особого "круговорота любви в природе", который был между Еленой и её зрителями, того особого задушевного песенного общения Елены с людьми, который, пожалуй, был ещё только у В.Толкуновой, и который отличал Елену от всех других. Была исповедь, ошеломляющая своим доверием, было взаимное доверие и любовь. В это так трудно когда-то было поверить. Но получилось.
А теперь это всё где-то потерялось на дорогах жизни. Наверное, жизнь внесла свои коррективы.
В Гостевой Елены сказали мне, что к переменам не может быть претензий, старое меняется на новое...
Может и так. Улеглись былые страсти по Ваенге. Жизнь на сцене сменила игра на сцене. Просто работа.
PS
В Гостевой сайта Елены её поклонница на отзыв другого человека, что новые песни Елены не вызывают отклика в душе возразила вот так:
Неужели, если меня не тронули новые песни Ваенги - с моей душой тоже что-то не так??? Думаю, для такого суда над душами есть более высокие и компетентные инстанции. Я почетный донор, зоозащитник, много лет участвующий в настоящей войне за "нулевой этаж", за самых беззащитных, которых не все даже просто видят. Надеюсь, с душой у меня всё-таки всё в порядке. Делаю - что могу. Как, кстати, и многие другие зрители в зале - городок у нас не большой, многое на виду. Это не для хвастовства, а лишь о том, что если зритель не публичный человек, не звезда, не пишет книг и не поёт со сцены, и не трубят о нем в "Пусть говорят" и "Наедине со всеми" - то это совсем не значит, что сделал он в жизни меньше или менее важное.
А написать свой отзыв на публичное творчество публичного лица, добровольно им представленное и продаваемое - имеет право каждый человек.
Бесконечная цепочка жанров старых песен Елены, романс, баллада, рок и даже плач, песни, узнаваемые даже не с первых нот, а с первого вдоха певицы, песни-исповеди, и каждая - разговор со зрителем, со слушателем. О самом больном, о самом сокровенном. "Снег", "Белая птица", "Города", "Девочка"...
Ещё иногда на минуточку слышатся отголоски этого разговора, в других городах изредка ещё можно услышать "Снег" и "Руки ивы", а вместо песен про пиво и навоз - волшебство исполнения Анны Мушак и Алёны Петровской, "Очередь за счастьем", "Старые обои"...
Но...
Нет уже исповеди, нет ни диалога, ни монолога, нет общения (не в смысле пресловутых разговоров с залом!) - нет того особого "круговорота любви в природе", который был между Еленой и её зрителями, того особого задушевного песенного общения Елены с людьми, который, пожалуй, был ещё только у В.Толкуновой, и который отличал Елену от всех других. Была исповедь, ошеломляющая своим доверием, было взаимное доверие и любовь. В это так трудно когда-то было поверить. Но получилось.
А теперь это всё где-то потерялось на дорогах жизни. Наверное, жизнь внесла свои коррективы.
В Гостевой Елены сказали мне, что к переменам не может быть претензий, старое меняется на новое...
Может и так. Улеглись былые страсти по Ваенге. Жизнь на сцене сменила игра на сцене. Просто работа.
PS
В Гостевой сайта Елены её поклонница на отзыв другого человека, что новые песни Елены не вызывают отклика в душе возразила вот так:
А написать свой отзыв на публичное творчество публичного лица, добровольно им представленное и продаваемое - имеет право каждый человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий