воскресенье, 28 мая 2017 г.

"Такая неординарная она не одна..."



22 мая 2017 года в городе Петрозаводске с концертом была Елена Ваенга. В первый и единственный до этого раз она пела в нашем городе в 2010 году.
Столица Карелии.
Маленький нищий городок
ДК «Машиностроитель», 620 мест
Ждали… Очень ждали.
Мне посчастливилось быть на живых концертах Елены в БКЗ Октябрьский в Санкт-Петербурге в январе 2012 года – друзья подарили мне 2 билета. Как и на концерт в Кондопоге (Карелия) в сентябре 2013 года.
Большинство людей в нашем городке не могут позволить себе таких поездок и таких концертов. Поэтому, конечно, ждали. Ждали почти 7 лет. Чтобы узнать, что скажет людям Елена сейчас, "сорокалетье взяв за середину..."


Моё открытие Елены Ваенги случилось с услышанной практически на ходу по телевизору песни «Обычный человек». Когда-то я рассказывала тут эту историю:  "Она поёт о моей жизни своими словами"

Потом уже узнала, что это был первый кремлевский концерт Елены. А в тот момент песня заставила просто остановиться. Девочка, потерявшаяся  в громоздких декорациях, десять  строчек. А больше там и не нужно ничего было. Три человеческие жизни, горе горькое, тихая боль,  чьё-то сокровенное и больное, с кем-то сопережитое  – и вот так, всему свету, в десяти строчках… Как где-то подслушанные слова:  она поёт о моей жизни своими словами...

Давно это было… 

Потом были и другие песни, другие концерты, обо всём этом я много раз рассказывала в этом блоге, об удивительном феномене Елены Ваенги, и кто захочет – всегда может открыть и прочитать удивительные истории живых концертов Елены и её зрителей, её соучастников. 
Потом случилась печальная история с Pussy Riot

Жизнь пошла своим чередом, другим чередом. Для меня всегда было важно «созвучие» с человеком в таких вещах, как мироощущение, милосердие, вера. И если созвучия не было, то и творчество уходило в прошлое. 

 

Появились другие смыслы, другие увлечения, другие песни и стихи. Творчество Елены осталось в прошлом. Конечно, я слышала появляющиеся песни, некоторые из них мне нравились. «Ленточка», «Просто так», но было это где-то далеко, уже в другом времени.

 

Ну и конечно, мне захотелось побывать на концерте в моём городе. Чтобы услышать, каким стал человек спустя 5 лет, что он скажет со сцены людям... 

 

Бедный мой нищий городок. Здесь не бывает чудес.

 Я уже сказала, цены на билеты были очень высокие. В нашем городе нет больших залов, и концерт в зале на 620 мест при таком большом музыкальном коллективе  получается очень дорогим. А для наших нищих людей – просто запредельно дорогим. Москвичка и поклонница Елены в её Гостевой juravka возразила мне, что "раз в семь лет можно себе позволить" и "цена всегда доступная". Не судите, люди, о жизни, о которой вам ничего не известно, родители наших деток в детском садике не сдают на театр по 100-150 рублей, не потому что не хотят, потому что этих денег у них просто нет. Мы не живем здесь, мы выживаем. Каждый день борьба с нищетой. Вряд ли вы сможете это понять, у каждого своя жизнь.



Концерт Елены длился ровно 2 часа. Никто не пел в нашем городе так мало по времени. При том что администратор Елены, усаживавшая людей в зале, говорила, что будут обычные для Елены 3 часа.  Я видела живые концерты в Питере, видела в записях концерты в столицах, в других больших городах, для бОльшего количества людей. У нас таких не будет, у нас...

 

Всё первое отделение – это оглушительная музыка новых песен Елены последних лет, либо не очень новых, но с новой аранжировкой. Я пыталась их услышать и понять в Интернете, просматривая концерты других городов, пыталась понять на своём концерте, но…Нет текстов, нет слов, оглушительная музыка, слов не разобрать совсем, и даже голоса порой совсем не слышно. Возможно, просто наши маленькие залы не рассчитаны на такое количество децибел, и поэтому не удалось услышать всю красоту медных духовых инструментов, я знаю, как звучат трубы и как звучит тромбон, но оглушительный убойный шквал звуков не дал услышать их голосов. 

 

Я помню, как когда-то ласкали душу  музыкой Руки ивы и клавиши Константина Данилова… 

 

Новые тексты…

Елена исполнила в концерте чужую блатную песню, не просто шансон, а именно песню зоны. И при этом сказала: «Не важно что, а как».

 

Возражаю. Важно - ЧТО!

 

Для меня всегда важнее всего было СЛОВО. Даже в песне. Хотя в песне  несовершенство слова может прикрыть музыка и даже танец. 

 

Но  если уж со сцены звучат стихи…  Мне кажется, стихи - это самый "беззащитный", самый "голый" вид искусства, по сути - душевный стриптиз автора. Тут ни музыка, ни танец, ни что другое не скроют от слушателя ничего, и не дополнят или пояснят то, что сказано плохо. Ни тромбон, ни труба, ни клавиши не допоют несовершенное слово. Если человек, автор, решается выйти к людям с таким обнаженным словом, он должен помнить и о содержании, и о форме своего слова, если хочет быть понятым и услышанным.

 

Тексты некоторых новых песен и стихи Елены вызывают либо просто непонимание, о чем это:

 

"...Я не буду больше петь про любовь,

Не хочу.

У меня внутри такая боль,

И я не шучу. 

У меня слова горят,

Обжигают рот.

Я тебя увидела

И всё наоборот..." (песня «Всё наоборот»)

 

Либо недоумение:  

 

«… Я-то думала, ветер ванильный,

Ну а он-то, увы, фекальный…» 

 

Не знаю, была ли какая-то связь, какой-то замысел между песнями и в промежутках читаемыми стихами...  Ну, не готов был народ воспринять без всякого перехода и "преамбулы" после песни стихи про дятлов и фекальный ветер. 

 

Не буду цитировать новые песни,  их каждый может услышать, кто хочет. Стихи тоже можно прочесть на официальном сайте Елены в разделе «Стихи». Я не смогла эти "слова" понять – что в них говорит Елена, что сейчас этим она хочет сказать людям. 

 

Раньше это было понятно, близко и просто:

 

***
"А я приехала оттуда,
Где край суровым нарекают,
Где рано реки замерзают,
И ходит босиком простуда.

Там родина зимы и ветра,
Там ели черные, как шпалы,
Там и земли два сантиметра,
 А дальше скалы-скалы-скалы…"

В общем… 
В промежутках Арсеньев спел про пиво, а Яцевич про то, как хорошо в деревне летом и как пристаёт навоз к штиблетам... 

Из новых...  "Радуйся" затронула какую-то струнку в душе вот этими словами и этой темой:
"... Я пойду за тобой
По дороге любой и до старости..."

 
А старых песен в концерте почти и не было... 
"Аэропорт" ласкал слух, 
трепетно прозвучала «Сориночка», тихо-тихо, оглушая не совершенством убойной музыки, а оглушительной Лениной материнской любовью к сыну. 
Ну и вечные "Курю" и "Абсент".

 Вот и осталась обида и горечь по старым словам, когда 4 строчки "Обычного человека" вмещали в себя горемычную жизнь половины бедолаг земли русской, в том числе и мою

«… Всегда ходила прямо,

Не прятала лица

Моя почти святая мама,

Прости отца…» 

Бесконечная цепочка жанров старых песен Елены, романс, баллада, рок и даже плач, песни, узнаваемые даже не с первых нот, а с первого вдоха певицы, песни-исповеди, и каждая - разговор со зрителем, со слушателем. О самом больном, о самом сокровенном. "Снег", "Белая птица", "Города", "Девочка"... 

Ещё иногда на минуточку  слышатся отголоски этого разговора,  в других городах изредка ещё можно услышать "Снег" и "Руки ивы", а вместо песен про пиво и навоз - волшебство исполнения Анны Мушак и Алёны Петровской, "Очередь за счастьем", "Старые обои"...  
Но... 
Нет уже исповеди, нет ни диалога, ни монолога, нет общения (не в смысле пресловутых разговоров с залом!) - нет того особого "круговорота любви в природе", который был между Еленой и её зрителями, того особого задушевного песенного общения Елены с людьми, который, пожалуй, был ещё только у В.Толкуновой, и который отличал Елену от всех других. Была исповедь, ошеломляющая своим доверием, было взаимное доверие и любовь. В это так трудно когда-то было поверить. Но получилось. 
А теперь это всё где-то потерялось на дорогах жизни. Наверное, жизнь внесла свои коррективы.


В Гостевой Елены сказали мне, что к переменам не может быть претензий, старое меняется на новое... 

Может и так. Улеглись былые страсти по Ваенге. Жизнь на сцене сменила игра на сцене. Просто работа.

PS
В Гостевой сайта Елены её поклонница на отзыв другого человека, что новые песни Елены не вызывают отклика в душе возразила вот так:

Неужели, если меня не тронули новые песни Ваенги - с моей душой тоже что-то не так??? Думаю, для такого суда над душами есть более высокие и компетентные инстанции. Я почетный донор, зоозащитник, много лет участвующий в настоящей войне за "нулевой этаж", за самых беззащитных, которых не все даже просто видят. Надеюсь, с душой у меня всё-таки всё в порядке. Делаю - что могу. Как, кстати, и многие другие зрители в зале - городок у нас не большой, многое на виду. Это не для хвастовства, а лишь о том, что если зритель не публичный человек, не звезда, не пишет книг и не поёт со сцены, и не трубят о нем в "Пусть говорят" и "Наедине со всеми" - то это совсем не значит, что сделал он в жизни меньше или менее важное. 
А написать свой отзыв на публичное творчество публичного лица, добровольно им представленное и продаваемое -  имеет право каждый человек.



Комментариев нет: