воскресенье, 20 мая 2012 г.

С чего начинается Ваенга... (часть 1 "Она поёт о моей жизни своими словами")

Не так давно болтали мы с подружкой по виртуальной переписке на тему кто что смотрит и слушает, и  поделилась я с ней  своими впечатлениями о концертах Елены Ваенги, на которых была в Питере в январе (2012 г.).  На мои восторги взахлёб попросила она меня прислать ей несколько ссылочек, так сказать, ознакомиться с чудом и составить своё мнение.  Подобные вопросы относительно других каких-то вкусов и предпочтений всегда решались на раз  – перечислила  что нравится,  делов-то. И только вопрос о Елене Ваенге поставил меня в тупик… 



 Я честно открыла свои  закладки в компьютере, но скоро поняла, что выбрать 3-4 ссылки и при этом умудриться передать «мою» Елену Ваенгу – не получится. 

«Моя» Ваенга начиналась долго и трудно. У нас в городке Елена пела в конце 2010 года. Имя это мне тогда ни о чем не говорило. Ну, мы ведь шансон не любим, попсу не слушаем, а сестриной просьбы послушать «Курю» хватило не только для того, чтобы не пойти на концерт, но и ещё чтобы раскритиковать всё, о чем я вообще представления не имела (это, правда, выяснилось уже гораздо позже).

Всё началось со случайно услышанной практически на ходу по телевизору песни «Обычный человек». Потом уже узнала, что это был первый кремлевский концерт Елены. А в тот момент песня заставила просто остановиться. Девочка, потерявшаяся  в громоздких декорациях, десять  строчек. А больше там и не нужно ничего было. Три человеческие жизни, горе горькое, тихая боль,  чьё-то сокровенное и больное, с кем-то сопережитое  – и вот так, всему свету, в десяти строчках… Как где-то подслушанные слова:  она поёт о моей жизни своими словами...


Вот с этого момента началось время узнавания и открытий. Обо всех не расскажешь, их бессчетное множество: Елена – в начале творческого пути и Елена сейчас, первая песня - «Голуби» и совсем недавняя - «Ленточка»;  Елена – музыкант, композитор  и Елена – автор стихов;  Елена – певица и Елена танцовщица;  Елена – актриса театра, ученица Петра Вельяминова, и Елена - педагог-концертмейстер и горнолыжница;  Елена – бард и Елена – исполнитель песен, любимых страной, советских, военных  и даже детских,  а жанры да стили – не перечислить,  романс и рок, джаз, шансон и эстрада, колыбельная и песни, которые вполне можно, не зная авторства, назвать народными, баллады, песни на стихи классиков…  Много-много всего, разделить это всё, разграничить, как-то систематизировать – нет, наверное не получится. Тем более, что главное во всём этом, как часто говорят, «феномене Ваенги» - не это многообразие, главное – это личность, человек Елена Ваенга, её общение с людьми – песней, музыкой, просто словом, даже – жестом, её любовь к людям, зрителям, её поразительная открытость и смелость в этом. Она говорит, что думает, и не боится открывать свои чувства.

... И, может быть, ещё одна, уж не знаю - черта её, наказанье Божье или благословение, но нечто, звучащее в каждом её слове, в каждой ноте, жесте - потребность в человеческой любви. Или - "ощущение вселенской недолюбленности", "мне нужно, чтобы меня любили" - как сказала сама Елена в одном из интервью.

Не каждый решится это открыть. И, может быть, участь поэтов – нести в себе всю человеческую недолюбленность и потребность в любви. И может быть, на эту мольбу  -  откликнулись столько человеческих сердец по всему миру.

Поэтому пусть сегодня будет «моя» Ваенга, небольшая частичка того, что мной или особенно любимо, или очень близко, или задело, может быть – удивило… 

Первая  песня 9-летней девочки Лены Хрулёвой  «Голуби», победа во  Всесоюзном конкурсе молодых композиторов на Кольском полуострове:


И песня, которую представила Елена  зрителям совсем недавно
«Нравится- не нравится» (людьми названа «Ленточка»):


Между этими двумя песнями – целая жизнь. «Моя жизнь – в моих песнях,  - говорит Елена, - они – моя исповедь». Исповедь – разная, как и любая жизнь любого живого человека. И всё-таки – светлая, как в песне той девочки, которая согревала голубей.


Песня, без которой не бывает концерта Елены, гимн  городам, признание в любви – родине, России и зрителю. А в этой записи – и признание зрителей в любви к Елене.
«Города»:


Посёлок Вьюжный, побережье Кольского полуострова, родина, одиночество, нежность и
«Снег»:


Песня, о которой я узнала совсем недавно, в каком году появился этот текст – не знаю.  Я бы сказала – песня – обращение к Высоцкому, или даже песня – возражение, спор с «Моей цыганской» («Эх, раз») Владимира Семеновича:
«Памяти В.Высоцкого»:


И песня В.Высоцкого, которую в своё время исполняла М.Влади
«Беда»:


И раз уж заговорила о романсе, хочется обязательно вспомнить сейчас ещё одну жемчужинку в репертуаре Елены - песню на стихи Николая Гумилёва "Жираф":


Хотя, на самом деле, наверное, разграничить стили и жанры в творчестве Елены - занятие неблагодарное, мне кажется, - это попросту невозможно. Романс... Джаз... Не возьмусь судить. Поэтому - просто слушаем. 
"Романс-мечта":



И, пожалуй, сегодня остановлюсь ещё на двух песнях, которые мне особенно дороги. Люди, кто не знает авторства, иногда называют их народными.
"Полынь-трава":


"Калина"


И пусть, пожалуй, будет ещё одна песня. Тоже - не путать с народной.  Написана Еленой в 2011 году. А кто посмотрит запись до конца, тот увидит, как могут зрители Елены петь вместе с ней :)
"Ехал ко мне друг":

 А закончить первую часть я хочу одной из своих самых любимых песен. Выбрать для неё жанр и стиль - у меня не получается. Написана она давно. Раньше в исполнении Елены она звучала чуть иначе, может быть - мягче и тише. Последние исполнения этой песни на концертах такие - не столько "громкие", сколько, может быть, жалобные и горькие. Почему-то звучание этой песни сейчас мне напоминает  жанр русской обрядовой народной поэзии, который называют плач, причитание или причеть, иногда - голошение.
"Руки ивы":


2 часть  здесь.
3 часть здесь