воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Pussy Riot. "Ибо каким судом судите, таким будете судимы..."

Я не историк, не религиовед, не политик… Я бывший преподаватель словесности, а ныне инженер в научном институте.  Обычный человек из маленького провинциального городка.  Верующий. Мне трудно разобраться во всём,  сейчас происходящем в моей стране. Я не понимаю – ЧТО, не понимаю – ПОЧЕМУ, не понимаю – КОМУ ЭТО НУЖНО. 

Я только чувствую – что не осталось надежды. У стерхов вот есть «Полёт надежды», а у людей в глубинке – нету…

И пока где-то воюют мусульмане, проходят "марши миллионов", выходят на митинги разные "позиции" и "оппозиции", президент летает с журавлями... провинция просто пытается выжить. Полёта надежды у неё нет. А есть... 

...Есть разрушенное образование – вижу, потому что дитё рядышком каждый день ходит в школу.  
Есть зарплата в 9 т.р. у воспитательницы в детском садике – сестры.
Есть мама-инвалид – дай Бог наскрести заплатить за «услуги ЖКХ». 
Умирающая наука есть – на работе.   

Много разного есть, вот рекламу по телевизору крутят на полном серьёзе: «Возьми кредит – собери ребенка в школу», ну и что такого, собираем, одни только учебники обошлись для третьеклашки почти в пол-зарплаты  (4 т.р.).  Это не самый маленький город. А есть ещё деревни... 
Есть выживание. Изо дня в день. И телевизор, который  покажет  "Дом-2" и полёты стерхов во главе с Путиным, расскажет  про спиленные кресты, украденные мощи, убийства то в Казани, то шейха…
Да много чего.

Недавно попалось интервью с Татьяной Лазаревой, где она сказала страшные слова о нашей власти  – «геноцид своего народа»...
А разве нет?

Я не знаю ответа на два вечных российских вопроса:  кто виноват?, что делать? Может, правда Pussy Riot во всём виноваты, и их надо сжечь на костре?


Когда-то в детстве учителя возили нас на Валаам и Соловки. В ту пору слова о вере, прощении, грехе для меня, не слишком счастливого и любимого ребенка, были просто словами. Это потом, гораздо позже, когда слово «грех» перестало быть просто словом, а стало вполне ощутимым таким грузом, я начала задумываться о вере и только-только узнавать цену прощению.


 Пусть, пока шла война "за" и "против" Pussy Riot,  этот пример не раз уже прозвучал в СМИ, но ведь правда, это те самые Соловки, куда хотели сослать А.С.Пушкина за написанную им то ли в 18, то ли в 20 лет "Гавриилиаду", другие подобные произведения не верующего в то время поэта.  Все ведь, думаю, помнят эту поэму? Вот что пишет нам всезнающая Википедия:


Тогда Пушкину грозило за это многое, от ссылки до смертной казни. Чего стоило Пушкину этого избежать, о его письме царю, о том, почему, возможно, появилась позже "Полтава" , о том, как сам он со временем оценивал свой поступок - не будем говорить, пусть судят историки и филологи. Но, может, всё-таки, и "наше всё" надо было, как этих Пусси,  в тюрьму и в ссылку? А лучше - на каторгу?
В общем... Приговор озвучен, девки сидят. А мы спокойно живем дальше. Глядишь, через какое-то время появится новый повод поговорить и помахать кулаками...

Для меня произошедшее вокруг Pussy Riot стало очень больным вопросом, и, судя по волне, поднявшейся вокруг этого, - не только для меня.  И мне не важно, был это чей-то заказ, вот хоть, как по версии Мамонтова – очередная шутка Березовского, или сами девочки по глупости попали пальцем в осиное гнездо (в общем-то, ежу понятно, что даже если и не заказ, то уж произошедшим умело воспользовались все, кому это было на руку).  Про заказ не важно, потому что был или не был заказ и на кого конкретно,  - на церковь и патриарха или на власть и тандем – все участники событий, и церковь, и власть, и «православные  активисты» сами открыли миру свои истинные лица. 

А у меня осталось только ощущение, что я стою перед разбитым корытом, и больше ничего нет, ни надежды ни на что, ни веры во что-то… 

Может, я дура наивная была, но какое-то доверие суду во мне до всего случившегося сохранялось. 
Сейчас поговорка «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» перестала быть поговоркой, в нашей стране это реальность.  Полгода сидят в СИЗО и получают 2 года колонии девушки, НЕ совершившие уголовного преступления. Об этом все знают, знает власть, знают церковники, знает сам суд и судья, об этом говорят и пишут многие, в том числе известные юристы, адвокаты:


Может быть, мы возвращаемся к монархии и Третьему отделению?


Самое интересное, что все «осуждатели», вплоть до патриарха Кирилла,  уж не знаю, намеренно  аль случайно, но вновь и вновь совершают  одну и ту же ошибку - называют тех, кто призывал или просил выпустить девушек из тюрьмы ОПРАВДЫВАЮЩИМИ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИМИ Пусси Райот и их выходку. Это неправда. Большинство тех людей, кто просил выпустить девушек из тюрьмы, не оправдывали и не поддерживали их поступок. В том числе те, кто подписал известное письмо с просьбой выпустить задержанных. Известные актеры, поэты, писатели, деятели искусства , подписавшие письмо, не оправдывали девушек. Они говорили о суде, о не совершении девушками уголовного преступления, о том, что 7 лет тюрьмы для них – это неадекватное наказание, незаконное. О том, что содержание девушек уже полгода в СИЗО и уголовная статья для них – это унижение всего гражданского общества. И они говорили о христианском, православном прощении и милосердии.

Только очень заинтересованные лица могли углядеть в деянии Pussy Riot  уголовное преступление. Но ещё больше бросается в глаза несоразмерность проступка и того наказания, за которое так ратовали осуждающие. 7 лет тюрьмы. Мы все знаем, что значит СИЗО и тюрьма в России. Практически это обречение человека на унижения и пытки. Наша тюрьма не исправляет. Она убивает. Или мы не знаем про Магнитского? Или про изнасилование бутылкой и убийство человека "милиционерами" Казани? - как выяснилось следствием - не  единственное? Или не знаем о гибели забитых ментами мальчишек?
Кто хочет знать - тот знает. Знает о российской тюрьме, о пытках, издевательствах, убийствах. Был документальный фильм "Фабрика пыток или педагогический опыт" о произволе в колонии Екатеринбурга, были другие фильмы, "Женская тюрьма", например,  снятые правозащитниками, которые пытаются хоть как-то повлиять на это всё. И мы, православные, ратуем за 7 лет этого ада?

 7 лет, когда  в  то же самое время сплошь и рядом случаи, когда гораздо меньшие сроки получают педофилы, или вообще выпускаются на свободу. Случай, когда в Благовещенске отпустили человека, изнасиловавшего семилетнюю девочку, наверное, помнят все. Только люди, матери с детьми на руках, вставшие на защиту своих детей, смогли остановить произвол власти.

То есть, люди, власть, РПЦ, "православные активисты", все судившие и осуждатели, так просившие для Pussy Riot 7 лет тюрьмы, они хотели для них этого всего - российской тюрьмы. 


Сколько грязи заодно вылилось на подписавших это письмо с просьбой выпустить девушек из Pussy Riot из тюрьмы, начиная с того, что они куплены, заканчивая тем, что обласканы властью. А ведь это в большинстве своём люди, сделавшие для страны каждый в отдельности  гораздо  больше, чем все хулители вместе взятые. Благотворители, писатели, поэты, режиссеры, актеры, церковнослужители. За спинами которых прожитая жизнь. Поступки. Дела.  Нерв и совесть наша…


В общем с делом Pussy Riot закончились мои иллюзии о правовом государстве Российском. Ну, а иллюзий на счет нашей власти и до того не было…  Вы меня простите, но это выступление Pussy Riot в церкви было гораздо более целомудренным и гораздо менее оскорбительным и губительным, чем то, что показывают у нас по телевидению. Почему наша власть и РПЦ не сажают на 7 лет телевизионных растлителей наших детей?

А церковь… 

Ну а церковь и вера – это две разные вещи. И, на сегодняшний день, для меня – две вещи несовместные. 


Я верующий человек. И в своей глубинке я знаю другую церковь. Когда-то, много лет тому, я была маленьким недолюбленным воином. И в церковь пришла за помощью, за прощением, с вполне себе ощутимым грузом вины. Тогда церковь не была прокуратурой, мне помогли, мне дали шанс. Меня научили не воевать, а что-то делать для людей. Стать другой. Стать лучше. Не осудили, не забили камнями. Дали шанс. 
Этим девочкам Pussy Riot шанса не дали. Или церковь не знает, что такое российская тюрьма?
Мне казалось, что православие, христианство должно и призвано спасать. А оно губит… Наша официальная церковь губит. Натравливает людей, свою паству друг на друга. 

Какое отношение к православию и вере имеет Александр Басых, помощник Всеволода Чаплина, протоиерея РПЦ, бьющий кулаком по лицу женщину?



Какое отношение к православию  имеет бОльшая часть того , что говорит в этом интервью, практически призывая верующих к агрессии,  В.Чаплин, протоиерей Российской православной церкви?


Все знаем, кто изучал историю страны, что в истории церкви много есть примеров, когда её чины участвовали и инициировали   гонения. В 17 веке помните соборное Уложение:


"Будет кто иноверцы, какия ни будут веры, или и русский человек, возложет хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его Пречистую Владчицу нашу Богородицу... или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допрямо, и того богохульника обличив, казнити, зжечь".

Сжечь.

Мы возвращаемся в то время? Судя по высказываниям В.Чаплина - да:


В.Чаплин: "Осквернение святынь - хуже убийства".
М.Максимовская:  "Это написано в уголовном кодексе?"
В. Чаплин: "К сожалению - нет. Значит уголовный кодекс нужно изменить".  



Вместо того, чтобы остановить дальнейший раскол между людьми, церковь только разжигает страсти.
Вот это пишут люди, которые считают себя православными верующими:


____________________________________________________________
Разве это православие?
Разве этому учил Иисус  в Нагорной проповеди:  

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный"? 
 Или здесь:  

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"?  

Мне казалось, православная вера призвана спасать, просить о милости к себе и другим, а не карать и губить. 

А настоящие патриоты - это те, кто готов умереть ради своей страны или веры, но не убить за неё.

Так не более ли православен человек, который на вопрос выпускать-не выпускать Pussy Riot из тюрьмы -  не кричал о своей вере,  не бил себя в грудь, не называл "православным активистом", а сказал простые слова простого человека, с милостью сердца:




Или эта православная старушка, просящая за девушек и вспоминающая простые данные нам слова, слова Иисуса на кресте:  "Отче, прости им,  не ведают бо, что творят..."



Милосердие - милость сердца...

Церковь могла бы сказать в этой ситуации, уже доведенной до абсурда, своё веское для людей слово, призвать к прощению и примирению. А вместо этого почему-то официальный представители церкви говорят странные слова о том, что прощать нужно лишь тех, кто сам просит о прощении, мол, а эти -  не раскаялись... Иисусу на кресте, видать, тоже надо было ждать раскаяния распинавших и вообще всех людей.

Мне нечего больше сказать...
Я не понимаю, что происходит.
Кто-то хочет гражданской войны и так уже до крайности доведенного народа?
Помните, Аристотель сказал:

"Нет ничего страшней войны , ибо когда на земле мир : дети хоронят своих родителей , а когда на земле война родители хоронят своих детей!"

В войне не бывает выигравших... 
А эти девушки... А может быть мы, кто старше, родители, государство, церковь - в бОльшей степени виноваты в том, что они оказались способны такое сделать?

***

Мне бы не хотелось, чтобы кто-то, читающий всё это, подумал, что я считаю себя верующим ангелом, лучше всех всё знающим и поучающим праведной жизни. 

Я никогда не была безгрешным ангелом, у меня ошибок и грехов – на полк людей хватит.
Потом были прожитые ошибки, прожитый опыт, какие-то потери. Я не воин, не ангел. Я обычный человек. Я прихожу в церковь исповедоваться в моих грехах. Может быть, более тяжких, чем у этих Пуси. Я знаю, что такое - не получить прощения,  и как  бывает порой  нужно милосердие. Милость сердца... И как бывает нужен человеку шанс. Шанс загладить вину, что-то понять, стать лучше, искупить грех...Может быть, не сразу, не сейчас, но - со временем. Лишь бы оно было, это время... 

Отправь тогда Николай безбожника Пушкина на каторгу, и не было бы у нас этих покаянных строк:

"И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю"

Или этих, по-настоящему мудрого человека:

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал".



Послушайте эти слова Евгения Леонова

Выше закона может быть любовь
Выше права - милость
Выше справедливости - прощение... 



___________________________________________________

P.S. Я там где-то вверху написала, что нет надежды... 

Наверное, всё-таки есть. Есть в моём городе совсем юные мальчики и девочки, молодые ученые. И их объединила  епархия моего города - православная молодежь республики.
И пока одни устраивают пляски в святом месте, другие сажают людей, третьи пилят кресты,  четвертые  ходят на митинги за власть или оппозицию,  пятые  срывают футболки с "инакомыслящих" и  провозглашают себя "православными активистами", они просто изучают священное писание и делают реальные добрые дела. Работают волонтерами в детских больницах, оказывают трудовую помощь монастырям и нуждающимся, многодетным семьям и пожилым людям, сдают кровь, находят останки воинов Великой Отечественной войны. Изо дня в день.   И нигде не кричат об этом, о вере своей и делах своих.    В общем - они просто поднимают кресты



Может быть, на них надежда...

Два года назад я делала эту зарисовку. В ту пору, когда горело полстраны. Но и сегодня хочется сказать

Прости меня, Россия