понедельник, 9 июля 2012 г.

С чего начинается Ваенга... (Часть 4 Страсти по Ваенге или круговорот любви в природе)

Это моя последняя заметочка из тех, что я назвала «С чего начинается Ваенга». И самая главная для меня.

Я специально в подзаголовок вынесла две фразы,
"Страсти по Ваенге" - под таким названием вышла как-то очередная жёлтая статейка, в которой пытались очернить не только Елену, но и её зрителей. 
"Круговорот любви в природе" - слова, прозвучавшие на одном из концертов. 
А которая из них верная  - люди сами разберутся. :)

Сегодня не будет песен, стихов и музыки. Ну, почти :)
Будут только Елена и люди. Разная Елена, такая, какой мне увиделась. И разные люди. 




А вот начну я издалека. И о другом человеке. (Вы уж простите меня, люди, кто хотел почитать только про Елену). 

Когда-то, тому уж сто лет, мне довелось побывать на двух концертах Валентины Толкуновой, сейчас понимаю, что она тогда уже тяжело болела, тогда – не знала.   Тогда меня поразила одна вещь, которая ни до, ни после больше со мной никогда не случалась, хотя я видела достаточно исполнителей и концертов. Это её  отношение к людям. К каждому человеку в отдельности. У меня никогда не получится рассказать, не хватит слов, чтобы передать, как она разговаривала с людьми. И люди – с ней. Это была такая взаимная любовь, от которой светилось всё вокруг. Я впервые тогда открыла для себя Америку – оказывается, нас, зрителей, можно любить. И зрители могут любить ТАК, согревать, защищать, оберегать, когда каждый цветок – какой любит, каждый подарок – событие, и помнится всё – зал, место, платье, каждое слово, интонация, жест.
Я пыталась вот что-то собрать из кадров её концертов:

"... Я не всех одинаково,
Каждого больше люблю..." 


Между теми двумя концертами, моим первым и последним, я и узнавала эту певицу, которую  не показывали по телевизору – не формат. Но люди ждали её в своих городах.  И она приезжала. Много лет боролась со страшной болезнью,  в одиночку, даже самые близкие не знали об этом, только мама,  и выходила на сцену, и пела для каждого, каждому отдавала свою любовь, даже в тот день последнего концерта в Могилёве, когда за кулисами ждали врачи скорой помощи. А ещё ждали стервятники-папрацци, и снимали, из-за угла, - последнюю мучительную больничную борьбу человека. Вот так и бывает: ждут люди - чтобы любить, ждут врачи - чтобы спасать, и ждут они – чтобы убивать. И эта сильная женщина, так любившая людей, в одиночку боровшаяся со своей бедой, она их – прощала. В своей последней сольной программе она спела им, только один раз,  песню – «Из разных мы конюшен, господа»:

"... Люблю, люблю, люблю,
Иначе - не хочу..." 


Вот такая история. История светлого и мудрого человека. С исполинским мужеством и достоинством. 
Честно говоря, я не думала и не верила, что у нас, в России, когда-нибудь ещё раз увижу такую же взаимную любовь зрителя и артиста, такую же открытость и такую же веру людей друг в друга. 

Увидела. На концертах Елены Ваенги.
Поверить в это нелегко...  Потому что слишком уж часто нас обманывали... Теперь  - каждый раз боишься ошибиться и обжечься.  И я вслушивалась и всматривалась в этот диалог Елены и людей. Может быть - подвох искала.  А находила... Находила разное... Находила исповедь, ошеломляющую своим доверием...



Находила до такой степени исповедальные песни, что хотелось... Хотелось попросить не исполнять их. Потому что... Ну, потому что зло никто не отменял. И жёлтых стервятников тоже...

Когда я рассказывала об одном из последних концертов Елены, в Нижнем Новгороде, я уже написала, главное ощущение, когда видишь всё происходящее: никто никогда нам так не доверял и не доверялся, как Елена, никто нам так не верил.
И, наверное, никто нас так не любил. 
На сцене есть много талантливых исполнителей. Есть замечательные песни и музыка. Но именно вот эти две вещи определили лично для меня восприятие Елены Ваенги: отношение к людям и честность, исповедальность слов.
Могу ошибаться и на истину не претендую, но мне думается, именно на это ответили любовью и признанием миллионы людей по всему миру. Однажды на концерте в Минске, в прошлом году, Елена сама дала очень точное определение всему этому: "Круговорот любви в природе". :)
Кусочек этого круговорота в коротенькой зарисовочке - кадры разных концертов, но не под пение Елены, а под пение её зрителей для Елены (в прошлом году четырехтысячный концертный зал Октябрьский пел для Елены её "Города"):


"... Ты видела города, читала отрывки стран, 
И ты разделила напополам Ледовитый океан..." 


С этой же песней связана ещё одна  красивая традиция, родившаяся в Челябинске:


 Я была только на двух живых концертах Елены, зимой, на её день рождения. До этого я смотрела концерты в записях, снимаемых поклонниками. И конечно знала, как люди любят Елену. И даже здесь рассказывала. И о самих концертах, и об общении с людьми, об этих встречах, всегда сопровождаемых сюрпризами-подарками-цветами, с такой любовью приготовленными и с такой признательностью принятыми. Но только в январе в зале БКЗ я до конца оценила "масштабы бедствия". Четырехтысячный зал, нескончаемое море цветов и подарков. Это, конечно, надо видеть, словами это не расскажешь...





И для каждого и всегда находилась частичка тепла. Всем. Новгородцам, говорившим спасибо



И каждому зрителю, приходившему к Елене



Море подарков, и не просто, а с любовью сделанных, из каждого города и страны - частичка любви:





 

В этом всё удивительное отношение людей к Елене, их ответ на то, что так доверчиво и без остатка отдаёт им она. Круговорот любви в природе. :) Вот об этом в интервью Глобалисту сказала сама Елена:

"Это – практически тактильное ощущение человеческой любви. А я точно знаю, что от меня зритель не фанатеет, меня зритель любит. У меня нет безумных визжащих поклонников, разрывающих на себе рубашки. Люди, которые слушают мою музыку, которые приходят ко мне на концерт, это – нормальные люди. Часто они умнее, старше, опытнее меня. Они меня любят, приносят цветы, тратят на меня своё время. ПРИЗНАЮТ меня. В такие моменты испытываешь гордость, что ты дорос до таких людей, которые тебя уважают и ценят."

Давайте посмотрим сейчас на этих людей, на их лица. Под удивительно подходящую по смыслу песню Елены "Голуби" автор этого коротенького ролика собрал кадры встреч поклонников Елены, кадры, когда люди отправились вместе с Еленой сажать аллею в Муринский парк. А ещё - передал слова благодарности за всё, что делает Елена, за её тепло. И свою, ответную, поддержку и тепло ей.

"... Холодно, вы прижались к моему окну,
Боже мой, как же я вас, бедных, не впущу..."
 

Прижались, это точно...

Не знаю... Мне кажется, сейчас в России наступило такое время, когда люди просто устали от мишуры, масок, суррогатов, лжи, грязи... И трудно живется...  И потянулись к живому пению, честному и открытому слову, настоящим чувствам, а не игре на публику и пиару.  Многие СМИ и разного рода желтые передачи, которых так много расплодилось на ТВ, с вечными подглядываниями в замочную скважину и перебиранием нижнего белья, оправдывая себя, утверждают, что таков спрос людей, а спрос, как известно, рождает предложение. 
Это неправда. 
Люди и хотят, и ищут - добра, вечных ценностей, серьёзного разговора, глубокого смысла, поступка, а не пустой болтовни.
Поэтому и откликаются так легко и радостно на каждый добрый посыл Елены. Отправляются с ней сажать Гостевую аллею. Или навещать ветеранов в день Победы в доме престарелых.
Добрые дела Елены и её зрителей - это отдельная большая тема, и я об этом уже немножко рассказывала  в заметке "Елена Ваенга. История "плохой" девочки".  Кто-то по "доброте" душевной упрекнул этих людей, мол,  идут они туда исключительно побыть с Еленой. Побыть с Еленой - да, несомненно. Но если бы только ради этого, все эти добрые дела не имели бы продолжения. Люди после этих встреч, в своих городах, - продолжают идти 
ДОРОГОЮ ДОБРА:

   " Дело, на которое вдохновила меня личность - Хрулева Елена Владимировна, а помогли осуществить мои ангелы - ученики"   - поделился человек из Омска :


И если Елена вдохновляет людей на такие дела, то, как сказал один хороший человек в её Гостевой, возражая злопыхателям: "Ведите, Лена!"


Однажды в Гостевой Елене задали вопрос: "Лена, а какие качества в человеке вам особенно дороги?"
  Елена ответила:

Мне кажется, это не просто слова. Это качество ведет саму Елену. И делится она им с каждым. Детский дом, дом престарелых, хоспис... Каждый концерт, каждая встреча с людьми, большими и маленькими.
 Про маленьких...  Очень нравится вот это исполнение "Городов" в Таллине с крошечной Дашей:

  

А с большими...
Вспомнилось участие Елены, как судьи, в "Минуте славы".
Настолько поразительно ярко там  высветилось вот это вот всё, о чем я выше говорила - отношение к людям. К каждому участнику. Для каждого были найдены именно ему нужные и для него предназначенные слова. Слова про скромность, которые были сказаны участнику, державшему на себе тяжести.
Или   слова про куклу, которую участник-кукловод любит больше всего и которой живёт, -  это тоже нужно было захотеть увидеть, а не только увидеть мастерство кукловода или какой-то не слишком удачный, чуть пошловатый момент. 
Но самый, пожалуй, яркий момент - это реакция Елены на жуткую, не к ночи будь помянута, песню группы "Четвертый реактор"  про быдло. Проще всего было бы осудить, нажать на красную кнопочку, прекращающую выступление, отмахнуться и идти себе дальше. Елена не только их выслушала, услышала текст песни (что само по себе уже подвиг), она спела с ними свой "Аэропорт", а потом, на ходу переработав в какой-то своей внутренней лаборатории их песню про быдло,   спела им  - уже совсем другую песню:


Елена легко отдает своё признание, внимание, тепло. Разным людям.
Знаменитым и любимым ею.
"Ехал ко мне друг" для Александра Розенбаума:


Незнакомым людям, пришедшим к ней.
"Ехал ко мне друг" со зрительницей:


Вот такая вторая история...
Об этом можно рассказывать километрами, вспоминая каждый концерт и интервью, каждую встречу, благо Елена всегда разрешает людям снимать на концертах видео. 
Перебирая все эти кадры и ролики, снова вспомнились  слова из последнего письма Елениной поклонницы Татьяны-Тортиллы:


Часть 1 "Она поёт о моей жизни своими словами" здесь
Часть 2 "Я - песенница" здесь
Часть 3 "С той песни, что пела ей мать" здесь
Всё. :)