вторник, 18 декабря 2012 г.

Елена Ваенга. "И на душе нет того самого мне покоя..."

В конце ноября начались особенные выступления Елены, жданные всеми её поклонниками, - первые концерты после рождения сына. И пока Елена поёт для Вологды, предлагаю вспомнить некоторые мгновения уже состоявшихся концертов. Только мгновения, то, что легло на душу в увиденных записях и чему хотелось бы сказать: остановись, мгновение, ты прекрасно. :)



А первый этот самый жданный концерт был в большом концертном зале Октябрьский  
19 ноября. В тот вечер в зале были не только питерцы, но и гости со всей России, да и не только России.  А уж сколько тысяч глаз ждали вестей из этого зала в тот вечер и ту ночь у экранов мониторов... 
Мне довелось побывать на многих концертах и спектаклях разных артистов, часто бывает, что зрители в конце действа аплодируют стоя. Но не часто бывает так, что зрители стоя артиста - приветствуют. В тот вечер в БКЗ зрители приветствовали Елену стоя:


Всё тот же круговорот любви в природе - так это назвала когда-то сама Елена.
Несколько дней назад в интервью после концерта в Кировограде Елена вот что рассказала о том, что же такое происходит между ней и зрителями:


Ну, это я забежала вперед, уже  на Украину, а у нас пока питерский круговорот любви. Начало концерта стало неожиданным для всех. Елены ещё не было на сцене, но на экране она читала стихотворение А.Дементьева "Никогда ни о чем не жалейте вдогонку" - тоже ведь гимн зрителю :) Давайте посмотрим,  почти в боевых условиях поклонники Елены делали эти видеозаписи.
Звучит стихотворение А. Деменьтьева.  И первая песня. Сбывшаяся мечта  Елены-мамы - "Дюны"


Мне очень понравилась эта задумка с чтением стихотворения в начале концертов. Не только потому что стихи прекрасные. Просто... Когда-то в Гостевой я задавала Елене вопрос о том, не хотелось бы ей попробовать и такую грань творчества. Многие барды писали и читали стихи, которые никогда не пелись, Высоцкий, Окуджава, Розенбаум - первые, кто приходят в голову. И такими удивительными у этих поющих людей были эти просто слова, иногда ещё более обнаженные и исповедальные, чем песни. Может быть я не права, но мне кажется, что в песне, даже в песне-исповеди, какой-то "фиговый листочек" всегда есть, она пусть чуть-чуть, но всё же "прикрыта" музыкой, оркестром, звучанием инструментов, иногда - танцем. А слово... Оно совершенно голое. 
Вот так звучат строчки, которое принято считать последними строчками  Высоцкого. Читает его друг, актер Всеволод Абдулов:


 Может быть, когда-то и Елене захочется, просто ещё одной гранью творчества, не спеть, а сказать - свои слова.
А пока в концерте звучали песни. Знакомые и не очень, веселые и грустные. Разные. Мои любимые "Снег", "Города", "Маленький северный рай", "Девочка", "Тайга" - вновь с хором Валаамского монастыря. Были и сюрпризы, иначе Елена не была бы Еленой. На испанском языке была исполнена песня вместе с питерской группой, исполняющей афро-кубинскую музыку,  Cuba Jam



Ну, а кто хочет ещё больше танцевального позитива, для тех ещё один гость концерта - Методие Бужор с молдавской народной песней, и Елена - с танцем :)


И всё-таки нельзя не сказать ещё об одном, особенном мгновении этого концерта. По просьбе Елены и благотворительного фонда "Время помогать" Ленины поклонники из Питера, всей России и даже других стран несли в этот вечер в БКЗ помимо моря цветов и подарков для Елены и Ванечки тёплые вещи для брошенных детей.


Вот что сказала об этой акции и поклонниках Лены Саша Семенова:



Следующее мгновение - концерт 30 ноября. Весь! Потому что, уж не знаю, каким случаем, но мне довелось на нём практически случайно побывать, хоть и живу я в Карелии. И пусть питерская погода в тот день не рада была гостям, и ходить, да ещё в такую метель, мне трудно. Но вот случайно случился всё-таки этот живой концерт - для меня - уже третий.
А погода и в правду проверяла людей на прочность. 



Концерт был задержан ради зрителей, попавших в пробки. И может быть особенно актуально в этот вечер звучал Еленин "Снег". 
Вот в этой записи можно услышать исполненные в тот вечер "Аэропорт", "Снег" и удивительное исполнение Анной Мушак песни "Любовь настала" (Р. Паулс, 
Р. Рождественский):


 Ещё одно прекрасное мгновение этого вечера - конечно, премьера новой песни "Фонтанка", строчку из которой я забрала для названия этого рассказика.

"... И снова душа моя наизнанку...
И  на душе нет того самого мне покоя..."


Я даже не знаю что это такое... Хотела сказать песня-настроение, но - нет... Скорее песня - плач, причитание. Или вот! - ПЕСНОПЕНИЕ, или духовные стихи. Когда-то их пели монахи и калики перехожие под жалейку и гусли. А сейчас, первый пример, который приходит на ум - песнопения иеромонаха Романа (Матюшина). Вот, тут Елена исполняет его "Горе мне":



Мне кажется, Еленина "Фонтанка" очень сродни песнопениям о. Романа.
Только это не церковное песнопение, а песнопение-плач человеческой души, попытка выплакать-спеть свою боль, свой непокой.  Как в стихотворении Е. Баратынского:

Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая,
И мир отдаст причастнице своей.

Ещё в этот вечер было испанское мгновение. Очень понравилось, как Елена исполнила песню
"El talismán". А уж как танцевала - смотрите, если кто не видел!  - Чем не андалусская цыганка и фламенко? :)

 ...Я – земля для твоих корней.
Талисман твоей кожи это говорит,
Что я – земля для твоих корней.
Это говорит сердце и жар твоей кожи.
Я – земля для твоих корней... 


Ну а дальше начались гастроли Елены. Украина, Беларусь, Молдавия и, конечно, Россия - Вологодская, Костромская, Ивановская области. 
Конечно, каждый концерт уникален.  И обо всех не расскажешь. Поклонники Елены во всех этих странах и городах делятся с нами записями своего праздника. А я сейчас назову только мгновения, которые как-то по-особому остались на душе.


В Киеве это было, пожалуй, исполнение Еленой песни, которую пела А.Пугачева - "Песенка про меня" (А. Зацепин, Л. Дербенев). Песня с тридцатилетней историей, впервые прозвучавшая в фильме "Женщина, которая поёт" в 1978 году, песня, которую перепел не один исполнитель, лично для меня прозвучала... даже не знаю как сказать, впервые после Пугачевой в исполнении Елены - песня прозвучала правдой. Я не собираюсь сравнивать этих двух певиц, мне всегда очень нравилась Алла Пугачева. У них двоих, когда-то у тридцатилетней Аллы Пугачевой, и сейчас, у тепершней Елены, эта песня звучит таким горьким обращением к людям, когда понимаешь, что слова-название песни- песенка про меня  - для этих двух поющих женщин  - правда, для каждой из них это действительно "песня про меня".


А в Кишинёве пусть это будет пение вместе с "народным достоянием Молдовы". Вот - Игорь Кучук, автор-исполнитель.  И Елена Ваенга - бэк-вокал. :)


А в Кировограде - Интервью Елены: "Елена Ваенга. Первый раз в нашем городе".  
Кусочек из него я уже цитировала выше. Такой грустный почти что монолог Елены...


Пусть останется Ярославль вот этим вот "Обращением к людям":


И вот этим монологом о женщинах-мамах:


Я понимаю, что это не песни. Но это тоже важно. Видимо, это те истоки, в том числе те истоки, "ручейки", из которых "вытекла" Еленина "Фонтанка", с этой строчкой, что у меня в заголовке - "И на душе нет того самого мне покоя...".
И "Ленточка" вот эта вот тоже звучала в Ярославле. В самом близком мне варианте -

"но для меня есть разница":


В Череповце впервые за долгое время прозвучала история Лениной мамы - "Белая птица":

"...Как прожили - так и написали.
А что написали - то спели..."



Пока это всё. Впереди у Елены ещё три города. Значит - ещё три мгновения.
Мне немножко грустно. Трудно объяснить - почему. Немножко завидую гастрольным городам. Почему-то гастрольные концерты, которые я вижу только в записях - мне нравятся больше, чем концерты в БКЗ в Питере. Вряд ли смогу объяснить - почему. Может быть я ошибаюсь, это только моё субъективное мнение, но мне кажется, концерты в большинстве городов - менее официальные. В них больше общения. И больше того "феномена Ваенги", который стоИт за песнями, музыкой, стихами - феномена личности, "круговорота любви в природе". :) У меня, знаете, такое ощущение иногда бывает, что люди приходят на концерты Елены не только послушать или просто развеяться и отдохнуть, как на концерты многих исполнителей, а ... погреться.  Может быть, я и не права, но проверить всё равно не смогу - в мой маленький город Елена не приедет.
А ещё... Ну, мечталось в живую в Питере услышать одну-единственную песню. Честно - я бы променяла её одну на целый остальной концерт... "Обычного человека" - историю Ивана Ивановича. Но вот не случилось... Очень давно Елена её не поёт.  История - многих людей, и моя.
Ну ничего. Зато есть другие истории.
И они уже живут в народе.
Зоя и Валера "Курю"


 Елене и всем людям, кто делится с нами записями - спасибо за эти мгновения. Елене спасибо за песни. 
Не знаю, стОит ли желать Елене того самого покоя, которого нет у неё на душе и о котором так плачет "Фонтанка"...  Может быть непокой - это и есть плата за песни?..  Я не знаю. Но я читаю одно из последних интервью Елены  интернет-журналу медиакорпорации "Шансон"...


и могу только догадываться  насколько тяжела эта её ноша...
Пусть будет у неё то, что так ищется её душой. Человеческое счастье и счастье призвания. 

Комментариев нет: