воскресенье, 21 апреля 2013 г.

Елена Ваенга - вселенский донор

Этой ночью многие поклонники Елены Ваенги не спали - по ТВ Центру выходила в эфир очередная передача Дмитрия Диброва и Александра Карлова "Временно доступен", где гостьей была Елена. Честно скажу - ждала эту передачу с нетерпением. Видела две такие передачи, где гостями были Чулпан Хаматова и Олег Меньшиков. Очень понравились! Оба раза это был глубокий настоящий разговор, с взаимным интересом собеседников, с желанием услышать и быть услышанным. И ещё - разговор не простой, с не всегда удобными вопросами, иногда - довольно тяжёлый для гостя, требующий и выдержки, и откровенности, и честности,  даже - самообладания. Бывали моменты, когда он даже начинал мне напоминать допрос. Не каждый человек пойдёт на такой разговор, не каждый выдержит. Конечно, я и переживала за Елену, она ранима, ... но и очень ждала эту передачу. Ну, вот и дождалась... :(



Если к разговору с Ч. Хаматовой и О. Меньшиковым ведущие были подготовлены, знали роли, знали работу, знали жизнь... То к разговору с Еленой, очевидно, - не посчитали нужным подготовиться. И если они взялись судить о тех миллионах, той "пастве"- как назвал поклонников Елены Дибров, - если по-настоящему хотели понять, откуда взялись у Елены эти миллионы людей  - то необходимо просто было прийти хотя бы на один живой концерт Елены, знать хотя бы несколько её песен, посмотреть на лица в зале... Этого не было. При том, что Елена со свойственной ей открытостью и честностью - изначально была готова к откровенному, честному разговору.

Всё началось интересно - с разговора о донском детстве Елены, её корнях. И я порадовалась, всё-таки ведущие что-то узнавали о Елене, знали о её донских корнях, семье, месте рождения. Думаю, всем было интересно услышать о гремучей смеси  донских казаков и ветров крайнего севера. Понравился кусочек о первой песне Елены - "Голуби", написанной ею в 9 лет. О разговоре о том, когда и как у неё рождаются песни: "...это "плохо" переросло в песню. Когда хорошо - песен не бывает...". О сопереживании, свойственном российской душе. "... Не всё купили. И не купят..." - говорила Елена.

Понравился далее кусочек, где Александр Карлов заговорил о работе Елены с музыкантами, и Елена рассказала о своих кумирах, о музыке, которой она сама дышит, русском роке, Розенбауме, Бичевской, Митяеве. Я очень обрадовалась, когда в этом месте Александр Карлов задал вопрос, который меня лично очень волнует в творчестве Елены, даже болит, видать из-за "обременённости" филологическим образованием, - что важнее - музыка или слово. И я была рада ответу Елены, хоть и раньше его знала - "слово важнее музыки".

Ну а дальше пошёл разговор об этом самом слове. Д. Дибров задал Елене вопрос: "В чем же у вас, как у поэта, уникальное торговое предложение?". По словам ведущего, уникальное торговое предложение, например, С.Есенина - это тончайшая лирика разгульной русской души. Честно, я не знала раньше, что поэзию можно назвать торговым предложением. Ну да Бог с ним. Вот Елена ему ответила, что об этом должны говорить зрители, а не она сама: "Я очень хочу, чтобы на этот вопрос отвечали люди, а не я сама".  И у зрителей есть ответ на этот вопрос! У каждого - свой! Вот один из них, уж очень мне понравился, с сайта Ютуб комментарий под передачей:
 


Вселенский донор...

А вот сам Д. Дибров выдвинул гипотезу, что "уникальное торговое предложение Ваенги - удовлетворить потребность женщины 21 века в эмоциональных страданиях"... Я не думаю, что это так, и понравилось, как сама Елена опровергала это песнями "Девочка" и "Папа, нарисуй". Надо отдать должное Диброву, вывод его мне понравился:

 "Это не о нелёгкой женской судьбе, а о человеческих эмоциях, которые и составляют основу нашей жизни. Это мы может быть днём, когда нас видят все, возвышаем свой голос в защиту геополитических интересов нашей великой родины, а вечером и каждый день мы как раз состоим из простых переживаний. Об этом вы и поёте.".

Женская лирика - считает Дибров. Ну, может быть и так, Елена - женщина. Любовь и отношения между мужчиной и женщиной - большое место занимают в её песнях.  Но это не всё...  Если бы авторы передачи подготовились, то они бы знали, что у Елены есть и песни, написанные от лица мужчины. Да и вообще... Я как-то не могу назвать чисто женской лирикой такие песни, как "Соломон", "Города", "Эх, раз!", "Купец", "Невеста", "Белое кимоно", "Полынь-трава", "Фонтанка", моего любимого "Обычного человека"... Конечно, у Елены многие песни - женская лирика.  Но даже и эти песни беспокойны, как Еленина душа. Но есть  и песни, которые уходят далеко за рамки женской лирики. 
В них есть разговор о вечности и вере, о добре и зле, о корнях человека...

"... Запоминай то, что говорят деды,
Не забывай, что у мысли злой нету глубины, 
Мать молоком корми, хлебу не дай упасть..."
"Соломон"
 
В них есть судьбы многих людей, как в "Обычном человеке"

"... Всегда ходила прямо, 
Не прятала лица
Моя почти святая мама,
Прости отца..."

Да мало ли... "Маленький северный рай" например или "Города" - женская лирика?

Ну а дальше...
Пожалуй, на этом разговор и закончился... Почему?
Елена в жизни не раз произносила фразу, которая прозвучала и в этой передаче: унизив другого,  сам не возвысишься.

Дмитрий Дибров, расспрашивая Елену о том, "почему она со всеми ссорится", о Волочковой, Гришковце, Лазареве, Резнике, об истории о якобы вставании Елены на колени перед Резником и её просьбой написать для неё песню, о её отношениях с истеблишментом,  произнёс слова:

"... За тобой миллионная армия зрителей. А это энергия. Они ж тебя будут затаскивать к себе. Не тебя, ты-то им никому не нужна, им нужны эти миллионы. А ты ж будешь за власть выступать. Так ведь ты ж ведёшь людей туда.  Очевидно, твоя паства, люди не особенно, как бы сказать, нагружены образованием, эрудицией. И ты потому их затаскиваешь на эти многомиллионные концерты, потому что ты говоришь ясно и точно о том, что вызывает сопереживание, что характерно для русской народной традиции. Но когда этих людей берёт на вооружение истеблишмент - вот это не правильно..."

Это были не случайные необдуманные слова Диброва. Он их довольно долго и тщательно подбирал. 
По поводу того, кто и куда будет затаскивать Елену... Я уверена, что не смотря на всю свою эмоциональность, ранимость, открытость, горячность, Елена - взрослый человек, достаточно повидавший и переживший в жизни, сильный, со стойкими убеждениями (которые далеко не все я лично разделяю), не ведОмый человек. Она, конечно, как и все живые люди, будет делать ошибки в жизни, но не так-то просто будет кому-то, хоть шоубизнесу, хоть истеблишменту,  её куда-нибудь "повести", куда идти она не захочет сама. Кстати, то же самое можно сказать и о многих её поклонниках.

А по поводу не обременённых образованием зрителей... Вот так вот, походя, Дмитрий Дибров дал оценку миллионам, которых даже ни разу не видел...  Унизив других сам не возвысишься. Миллионы людей, сотни городов, разные страны, хирурги и шахтёры, МЧСовцы и учителя, матери и отцы...  
Я видела в залах разных поклонников Елены - девочек, мальчиков, юношей и девушек - которые ещё только начинают жить. И очень пожилых людей, проживших долгую-долгую жизнь.


Мужчин и женщин - разных возрастов. Мне почти 40. Мы все обременены каждый своим крестом, который несём в этой жизни. Очень уж хочется спросить у господина Диброва - а что он знает об их "эрудиции" и "обременённости знаниями"? Знаете, всё сточки на ум приходят:

"... Обойди хоть весь лес - не найдёшь
Дерева с ненадломленной веткой.
Обойди хоть весь свет - не найдёшь
Человека с нераненным сердцем..."

Дай нам Бог всем быть обременёнными человеческими качествами - добротой, о которой так хорошо говорила Елена в передаче, терпимостью, верой...  И не судить о миллионах, о ноше которых ты ничего не знаешь...
"Не увидев, не суди" - в заключение сказал Александр Карлов. И он прав.

А всю передачу можно посмотреть здесь. 


2 комментария:

Ерофей Ведунов комментирует...

Почитал (смотреть - не смотрел, воспринимаю через Ваше восприятие).

Я не знаю Диброва (видел лишь один видеофрагмент, где он "опустил" нашего мужественного президента, но тут я никак не могу с ним НЕ согласиться)...
:)))

Наташа, он не унизил "паству".
Думаю, он просто понятия не имеет, КТО эта "паства" (по своему составу, сколь она разная).
Как и Гришковец, кстати.

И я не имел.
Пока сам не пересекся.

Поэтому абсолютно не воспринимаю ни как унижение, ни как оскорбление - лишь как неведенье.
Ну... Это его личная проблема.

НАТАША* КАРЕЛИЯ комментирует...

Да нет конечно, никого не унизил кроме разве что самого себя.
"Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же"...
А судить о миллионах, никого из них не зная, в неведении, как Вы сказали... Что я могу сказать... Ну, в общем, и "обременённый образованием" человек может быть снобом, и малообразованный человек может быть настоящим интеллигентом, если помнить, что это понятие включает в себя помимо "образованности" ещё и совестливость, личную порядочность, терпимость, тактичность и способность к состраданию.